Реле контроля скорости РКС-М

Общие сведения

Реле торможения противовключением типа РКС-М предназначено для применения в схемах автоматического торможения трехфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором методом противовключения мощностью не более 10 кВт. РКС-МХ4:
РКС - тип реле;
М - модернизированный;
Х4 - климатическое исполнение (УХЛ, О) и категория размещения (4)
по ГОСТ 15543.1-89.

Условия эксплуатации

Высота над уровнем моря не более 2000 м.
  Окружающая среда невзрывоопасная, не содержащая пыли (в том числе токопроводящей) в количестве, нарушающем работу реле, а также агрессивных газов и паров в концентрациях, разрушающих металлы и изоляцию.
  Тип атмосферы по содержанию коррозионных агентов - II по ГОСТ 15150-69.
  Группа механического исполнения М8 по ГОСТ 17516.1-90.
  Рабочее положение - при горизонтальном расположении оси вала реле. Не допускается наклон вала реле более чем на 5°.
  Место установки, защищенное от попадания воды, масла, эмульсии и т.п..
  Реле для внутригосударственных и экспортных поставок соответствуют ТУ 16-523.240-75.
  Требования безопасности реле должны соответствовать ГОСТ 12.2.007.6-93. ТУ 16-523.240-75
Номинальный ток контактов, А - 2,5
Номинальное напряжение переменного тока на контактах, В - 500
Номинальная частота тока, Гц - 50; 60
Максимальная частота вращения ротора, мин-1- 3000
число переключающих контактов - 2
число органов настройки - 2
Коммутационная износостойкость контактов, циклов срабатывания, не менее (при токе на контактах до 0,45 А и соsj=0,3-0,45) - 0,8·106в каждую сторону вращения
Масса, кг, не более - 1,25
  Гарантийный срок для внутригосударственных поставок - 2,5 года со дня ввода реле в эксплуатацию, для поставок на экспорт - 1 год со дня ввода реле в эксплуатацию, однако не более 2 лет с момента проследования их через государственную границу.

Конструкция и принцип действия

Реле состоит из основания и корпуса, внутри которых расположены статор, постоянный магнит и подвижная контактная система (рис. 1, 2).

  Контактная часть реле:
  1 - размыкающий контакт;
  2 - замыкающий контакт;
  3 - поводок;
  4 - орган настройки

  Общий вид, габаритные и установочные размеры реле РКС-М:
  1 - соединительная полумуфта;
  2 - эластичная полумуфта
  Статор выполнен в виде короткозамкнутых обмоток типа "беличья клетка". Постоянный магнит расположен на валике, который соединяется с валом электродвигателя при помощи соединительной и эластичной полумуфт. Контактная часть реле расположена на лицевой стороне корпуса.
  Поводок, переключающий контакты, закреплен на статоре неподвижно. В нерабочем положении реле поводок расположен симметрично относительно двух переключающих контактов.
  Реле работает следующим образом. При вращении вала реле постоянный магнит, вращающийся внутри корпуса реле, наводит ЭДС в обмотках поворотного статора. В результате взаимодействия магнитных потоков вращающегося магнита и статора, последний поворачивается. Укрепленный на статоре поводок осуществляет размыкание и замыкание соответствующих контактов. Схемы включения реле для торможения приведены на рис. 3-8.

  Схема подключения реле для торможения нереверсивного электродвигателя:
  KM1, KM2 - контакторы;
  K3 - контакт реле, замыкающийся при вращении электродвигателя;
  SB2 - кнопка "пуск";
  SB1 - кнопка "стоп"

  Схема подключения реле для торможения реверсивного электродвигателя:
  KM1, KM2 - контакторы;
  K3 - контакты реле, замыкающиеся и размыкающиеся при вращении электродвигателя вперед;
  K4 - контакты реле, замыкающиеся и размыкающиеся при вращении электродвигателя назад;
  SB2 - кнопка "пуск вперед";
  SB3 - кнопка "пуск назад";
  SB1 - кнопка "стоп"

  Схема подключения реле для торможения нереверсивного электродвигателя:
  KM1, KM2 - контакторы;
  K3 - контакт реле, замыкающийся при вращении электродвигателя;
  KL - промежуточное реле;
  SB2 - кнопка "пуск";
  SB1 - кнопка "стоп"

  Схема подключения реле для торможения реверсивного электродвигателя:
  KM1, KM2 - контакторы;
  K3 - контакт реле, замыкающийся при вращении электродвигателя вперед;
  K4 - контакт реле, замыкающийся при вращении электродвигателя назад;
  KL1, KL2 - промежуточные реле;
  SB2 - кнопка "пуск вперед";
  SB3 - кнопка "пуск назад";
  SB1 - кнопка "стоп"

  Схема подключения реле для торможения нереверсивного электродвигателя с большой скоростью торможения:
  KM1-KM3 - контакторы;
  K4 - контакт реле, замыкающийся при вращении электродвигателя;
  SB2 - кнопка "пуск";
  SB1 - кнопка "стоп"

  Схема подключения реле для торможения реверсивного электродвигателя с большой скоростью торможения:
  KM1-KM3 - контакторы;
  K4 - контакты реле, замыкающиеся и размыкающиеся при вращении электродвигателя вперед;
  K5 - контакты реле, размыкающиеся и замыкающиеся при вращении электродвигателя назад;
  KL - промежуточное реле;
  SB1 - кнопка "стоп";
  SB2 - кнопка "пуск вперед";
  SB3 - кнопка "пуск назад";
  K - резисторы в цепи статора электродвигателя
  При нажатии кнопки "стоп" выключается контактор прямого направления вращения электродвигателя и одновременно включается контактор противоположного направления вращения, в результате чего происходят торможение противовключением.
  Снижение скорости вращения вала уменьшает силу магнитного взаимодействия магнита и статора реле, контактные пружины возвращают поворотный статор в начальное положение и торможение прекращается, после чего реле снова готово к работе.
  Схемы, приведенные на рис. 3-6, применяются для малой скорости вращения при торможении.
  В случае, если в процессе работы машины возможен поворот вала реле "от руки", рекомендуются схемы, приведенные на рис. 5 и 6. В эти схемы включены промежуточные реле, которые предотвращают возможность включения контакторов при вращении рабочих органов машины "от руки", когда электродвигатель отключен.
  Если скорость торможения велика, то следует применять схемы, приведенные на рис. 7, 8. Резисторы в этих схемах предназначены для снижения скорости торможения. Значение их сопротивлений, Ом/фазу можно определить по формуле:
  R=(0,12-0,2)U/I,
  где U - номинальное напряжение электродвигателя, В;
  I - ток статора электродвигателя, А.В комплект поставки входят: реле, техническое описание и инструкция по эксплуатации - 1 экз. на партию реле до 16 шт., отправляемую в один адрес.